Сальвадор
Дали

Карьера
Дата рождения
Дата смерти
Возраст
Гороскоп
Место рождения
Рост
Семейное положение

Byography

Кем был Сальвадор Дали?

Сальвадор Дали — испанский художник, ведущая фигура художественного движения сюрреализм и один из самых известных художников XX века. Известный как своей гениальностью, так и причудливым поведением и эксгибиционистскими наклонностями, Сальвадор Дали стал одной из самых ярких личностей прошлого столетия.

Ранняя жизнь

Сальвадор Дали родился как Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменекон 11 мая 1904 года в Фигерасе, городе в Каталонии, Испания. Его отец, Сальвадор Дали Кузи, был юристом и нотариусом из среднего класса. Его мать Фелипа Доменек Феррес принадлежала к семье, которая занималась украшением и дизайном предметов искусства. У Сальвадора Дали был старший брат, которого тоже звали Сальвадор, который умер за девять месяцев до рождения Дали. Через три года после рождения Сальвадора, в 1908 году, у его родителей родилась девочка, которую они назвали Анной Марией.

Анна Мария Дали, единственная выжившая сестра Сальвадора, написала книгу о своем брате под названием «Дали глазами своей сестры». Сальвадора Дали в детстве был мечтательным, изобретательным, избалованным и эгоцентричным. Он был склонен к приступам гнева на своих родителей и одноклассников. Кроме того, он часами проводил в прачечной своего дома в одиночестве. В классе он смотрел на пятна на потолке, как на изображения. Сальвадор боялся своего отца, который был известен своим плохим характером. Дали-старший не терпел внезапных вспышек и эксцентричности сына и жестоко наказал его. Напротив, у Сальвадора были очень близкие отношения со своей матерью, которая баловала его и была добра к нему, несмотря на его эксцентричность.

В 1921 году мать Сальвадора Фелипа умерла от рака груди. Ему тогда было всего 16 лет. Позже Дали сказал, что смерть его матери «была величайшим ударом, который я испытал в своей жизни». Смерть Фелипы не улучшила отношения Сальвадора с отцом, и на протяжении всей жизни у них оставались разногласия, вплоть до смерти Дали-старшего в 1950 году.

Дали вместе с сестрой Аной Марией и родителями часто проводил время в их летнем доме в деревне Кадакес, находящейся на побережье. В раннем возрасте Дали создавал очень сложные рисунки, и его родители всячески поддерживали его художественный талант. Именно здесь его родители построили для него художественную студию.

Именно в Кадакесе впервые проявилась склонность Дали к искусству, когда он изучал искусство у друга семьи Рамона Пишо, который в первую очередь был художником-импрессионистом. Вдохновленный Пишо, Сальвадор начал писать пейзажи, места действия и портреты в стиле импрессионизма или постимпрессионизма.

В 1919 году, когда юному художнику было всего 14 лет, состоялась его первая публичная выставка в Муниципальном театре Фигераса. Рамон Пишо был наставником Дали на протяжении всей его юности, и именно он убедил сопротивляющегося отца Дали разрешить его сыну подать заявление о поступлении в Академию изящных искусств Сан-Фернандо (Академия искусств Сан-Фернандо) в Мадриде.

Художественная школа и сюрреализм

В 1922 году Сальвадор Дали поступил в Академию искусств Сан-Фернандо. Однако в следующем году его исключили из академии за критику своих преподавателей и якобы за организацию бунта среди студентов из-за выбора академией профессорской должности. Затем Сальвадор вернулся в Фигерас и стал учеником Хуана Нуньеса, который научил его технике офорта.

В 1924 году Дали вернулся в Академию Сан-Фернандо, где его попросили повторить год. Однако в 1926 году, незадолго до выпускных экзаменов, Дали был навсегда исключен из академии из-за его заявления о том, что ни один преподаватель факультета не был достаточно компетентен, чтобы его экзаменовать.

Во время своего пребывания в Академии художеств Сан-Фернандо Дали чувствовал, что узнал больше о последних событиях в мире искусства из авангардных художественных журналов, чем от своих учителей, которые, по его мнению, были оторваны от последних тенденций в искусстве. Дали экспериментировал с несколькими стилями живописи, в первую очередь с кубизмом, футуризмом и пуризмом, о которых он узнал благодаря репродукциям в художественных журналах. В академии Дали также столкнулся с некоторыми факторами, оказавшими влияние на его стиль как художника.

Дали добился успеха в мире испанского искусства. Он начал показывать свои работы в галереях Барселоны и Мадрида. В 1925 году у него прошла первая персональная выставка, которая привлекла внимание таких известных художников, как Пабло Пикассо и Жоан Миро. В академии Дали также установил близкие отношения с несколькими своими сокурсниками, которые со временем стали ведущими интеллектуальными и художественными личностями. В их число входили Федерико Гарсиа Лорка и Луис Бунюэль, художники, с которыми позже сотрудничал Дали.

После увольнения из академии Дали продолжал выставляться вместе с каталонским авангардом, но каталонское художественное сообщество пришло в ужас от его графических изображений, и в результате художественные галереи Мадрида и Барселоны начали исключать его из своих выставок. Примерно в это же время Дали совершил судьбоносную поездку в Париж. Он посетил Пабло Пикассо в его студии, изучая его кубистические работы. Он также заинтересовался психоаналитическими концепциями Зигмунда Фрейда.

Сюрреализм был влиятельным художественным движением, художники которого отвергали рационализм и литературный реализм, поскольку считали, что рациональный разум подавляет силу воображения. Вместо этого они попытались направить подсознание на раскрытие силы воображения. Сальвадор Дали нашел отклик в работах различных художников и писателей-сюрреалистов, таких как Рене Магритт, Макс Эрнст и Жан Арп. Кроме того, психологическая точка зрения Фрейда о том, что фантазии формируют сны и заблуждения, очаровала Дали и стала стержнем его будущих работ.

В 1928 году Сальвадор Дали вместе со своим другом, испанским режиссером Луисом Бунюэлем, создал сюрреалистический короткометражный фильм под названием «Андалузский пес». Этот возмутительный фильм был создан как бессвязный сон с яркими и шокирующими образами — как будто мужчина направляет бритву в глаз женщины. Фильм был оригинальным и шокирующим; и это было высоко оценено авангардными критиками. Широкое признание фильма принесло Дали и Бунюэлю международную известность и привело Дали в Париж. Это был поворотный момент в карьере Дали, который вывел его на передний план сюрреалистического движения.

Искусство Дали появилось несколько лет спустя в другом фильме Альфреда Хичкока — «Зачарованные» (1945) с Грегори Пеком и Ингрид Бергман в главных ролях. Картины Дали были использованы в фильме в эпизоде сновидений и помогли сюжету, дав ключ к разгадке тайны психологических проблем персонажа Джона Баллантайна.

В 1929 году среди сюрреалистов, посетивших его в Кадакесе, были бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт и его жена Жоржетта; а также французский поэт-сюрреалист Поль Элюар и его жена русского происхождения Елена Дьяканова Девулина, более известная как Гала. Несмотря на то что она была на девять лет старше его и уже была замужем, у Дали и Галы начался роман вскоре после знакомства. Когда муж Галы и остальные покинули Кадакес, она осталась с Дали. Затем они вместе переехали в Париж.

Заинтригованная его маниакальной энергией, Гала полюбила Дали так же, как и он ее, и вскоре стала его музой. Прожив вместе с 1929 года, Дали и Гала поженились на гражданской церемонии 30 января 1934 года в Париже. У них были долгие и успешные отношения. Гала была спутницей Дали на протяжении всей жизни; постоянная и самая главная муза; а также его самая большая страсть и его бизнес-менеджер. Она неоднократно появлялась в творчестве Дали.

В 1929 году Сальвадор Дали проявил себя со своими выдающимися работами «Загадка желания» и «Великий мастурбатор». Эти картины отличались оригинальностью и способностью шокировать. В последующее десятилетие Дали достиг своего расцвета, создав серию работ, в которых изучались его страхи, фобии, фантазии, навязчивые идеи, паранойя и все остальное, что принадлежало бессознательному или подсознательному. В 1931 году Дали создал свою самую известную работу «Постоянство памяти», которая считается одним из величайших шедевров искусства ХХ века.

К 1933 году Сальвадор Дали стал самой заметной фигурой сюрреалистического движения. В 1934 году у него было целых шесть персональных выставок в Нью-Йорке, Париже, Барселоне и Лондоне. В 1936 году 32-летний Дали появился на обложке журнала Time. Однако чем успешнее становился Дали, тем сильнее проявлялись его эксгибиционистские наклонности. Среди прочего он признался, что мечтал об Адольфе Гитлере «как о женщине», плоть которой «восхищала меня»; и он прочитал лекцию в водолазном костюме, пытаясь подразумевать погружение в подсознание.

Изгнание сюрреалистов

Странное поведение Дали и его нежелание соответствовать своей деятельности сюрреалистической программе привели к тому, что он был исключен из группы сюрреалистов. В ответ на это изгнание Дали знаменито парировал: «Я сам — сюрреализм». Уход Дали из группы сюрреалистов ознаменовал конец его принадлежности к каким-либо группам или движениям; и он оставался независимым художником до конца своей карьеры.

В 1940 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, Сальвадор Дали и его жена Гала переехали в США. Они прожили там восемь лет, деля время между Нью-Йорком и Калифорнией. В этот период Дали стал очень продуктивным, расширив свою практику за пределы изобразительного искусства и охватив широкий спектр других творческих интересов.

Он создавал украшения, одежду, мебель, декорации для спектаклей и балетов и даже витрины для розничных магазинов. Он также начал становиться все более и более коммерческим в своих поисках, утверждая, что у него было мистическое влечение к накоплению долларов. В 1942 году, во время пребывания в Америке, Дали опубликовал свою автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

В 1948 году, после окончания Второй мировой войны, Дали и Гала вернулись в свой дом в Порт-Льигате, на побережье недалеко от Кадакеса.

Театр-музей Дали

С 1960 по 1974 год Дали большую часть своего времени посвятил созданию Театра-музея Дали (Театрального музея Дали) в Фигерасе. В течение этих лет Дали написал серию из 19 больших полотен, включавших научные, исторические или религиозные темы. Он часто называл этот период «ядерным мистицизмом». Он был очарован возможностями современной науки и включил научные элементы в свое искусство. Он также стал больше интересоваться оптическими иллюзиями и религией.

В музее Дали собрал самую большую и разнообразную коллекцию своих работ. Помимо его картин, здесь представлены его скульптуры, трехмерные коллажи, механические устройства и другие диковинки из воображения Дали.

Театр-музей Дали официально открылся в 1974 году. Новое здание было построено на руинах старого по одному из проектов Дали и позиционируется как крупнейшее в мире сюрреалистическое сооружение, содержащее ряд пространств, образующих единый художественный объект, где каждый элемент является неотъемлемой частью целого.

Театр-музей также известен тем, что здесь представлен широчайший спектр работ художника, от его самых ранних художественных опытов до работ, которые он создал в последние годы своей жизни. Несколько работ, находящихся в постоянной экспозиции, были созданы специально для музея.

Последние годы

Последние два десятилетия жизни Сальвадора Дали были трудными и морально тяжелыми. В 1968 году он купил для Галы замок в Пуболе. Однако с 1971 года Гала оставалась там неделями, и Дали разрешалось навещать ее только по письменному приглашению.

Страх, что Гала бросит его, способствовал его депрессии и ухудшению здоровья. В 1980 году Дали был вынужден уйти из живописи, так как из-за двигательного расстройства у него начали дрожать руки. 10 июня 1982 года умерла его любимая жена Гала. Эти два события усугубили депрессию Дали, и он потерял большую часть воли к жизни.

В 1984 году в его спальне вспыхнул пожар, в результате которого он получил серьезные травмы. В ноябре 1988 года он попал в больницу Фигераса с отказавшим сердцем. 23 января 1989 года Сальвадор Дали умер от сердечной недостаточности в возрасте 84 лет. Его похороны прошли в Театральном музее Дали, где он и был похоронен в склепе.

Наследие

У Сальвадора Дали была долгая и плодотворная карьера, за время которой он написал более 1500 картин. Кроме того, он также создавал иллюстрации для книг, литографии, эскизы театральных декораций и костюмов, большое количество рисунков, десятки скульптур и ряд других проектов, включая короткометражный анимационный фильм для Disney. Дали, несомненно, является самым известным художником-сюрреалистом, и он создал некоторые из самых известных произведений этого направления. Более того, наряду с Пабло Пикассо и Анри Матиссом, Дали широко известен как один из величайших художников XX века.

Сальвадор Дали стал источником вдохновения для многих современных художников, включая Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. Он также остается иконой в популярных СМИ из-за своей эксцентричности. Помимо прочего, его маниакальное выражение лица и знаменитые усы сделали его знаменосцем причудливого и сюрреалистического. О жизни Дали снято несколько фильмов, включая «Полночь в Париже» (2011) и «Быть Сальвадором Дали» (2022). В его честь названы пустыня в Боливии и кратер на планете Меркурий.