Как работает передвижная студия самой ранней программы Первого канала.
«Бу-бу-бу» для бодрости
Хмурый сентябрь, раннее утро. На Университетской площади перед высоткой МГУ на Воробьевых горах никого, разве что жилетка дворника промелькнет вдалеке или прошелестит кроссовками редкий бегун.
Из синего фургона у кромки площади выходят ведущие «Доброго утра» Сергей Бабаев и
С недавних пор московская версия программы «Доброе утро» выходит в эфир из «Останкино» только первые два часа. Затем эстафету перехватывает передвижная студия - каждую неделю синий фургон переезжает на новую позицию. Уже были эфиры с ВДНХ, Манежной площади, из усадеб Коломенское, Царицыно, Кусково, с площади трех вокзалов.
- Я встал сегодня в 4.30, а в пять уже был тут, - говорит Сергей. - Эфир у нас с семи, но к нему же надо еще подготовиться.
- А я проснулась в четыре, мне ехать дольше, - улыбается Анастасия.
- Энергетики, наверное, уважаете?
- Никаких энергетиков! Это опасный путь, - предупреждает Сергей. - Сноровка приходит с опытом. Пока идет сюжет, ты можешь разваливаться на части, но к его концу должен снова собраться.
- Мне помогают кофе и разминка артикуляционного аппарата, - признается Настя. - Едешь в машине, делаешь речевую гимнастику и постепенно просыпаешься.
- Это когда двигаешь языком сначала по часовой стрелке, потом слева направо и вверх-вниз, - с готовностью сдает профессиональные секреты напарник. - Еще можно повторять слоги: «Ба-ба-ба! Бу-бу-бу!» И дикция улучшается, и бодрит.
Магия телевидения
Поднимаемся в фургон. На первом этаже комнатушка с мониторами и пультом с множеством кнопочек и тумблеров - это аппаратная. Здесь режиссер выпуска выдает в эфир изображение с той или иной камеры - сигнал уходит на спутник, оттуда его перехватывает «Останкино», благополучно переправляя его в наши телевизоры. Камер, кстати, шесть - включая камеру-кран на улице и квадрокоптер. Последний - предмет особой гордости: показать Москву с птичьего полета можно в любой момент.
Идем по лесенке наверх. По пути замечаем кухоньку площадью буквально метра полтора. Сергей Бабаев по-быстрому заливает пакетик чая горячей водой из кулера: пара глотков - и можно бежать в кадр. Чай обычный и сахар тоже. И стаканчики пластиковые. Неприхотливые они, звезды утреннего эфира.
Еще выше гримерная. Настя присела перед зеркалом на несколько секунд. Макияж безупречен, к тому же в студии всегда дежурит гример с кисточками наготове.
Студия, кстати, на удивление скромная. Кругом куча проводов, стол чуть ли не из фанеры, и в целом все кажется довольно хлипким. И фотообои с травкой на вид самые обычные - видел похожие в хозяйственном магазине. Но в кадре все это выглядит более чем респектабельно. А все она - магическая сила телевидения.
Главная фишка - прозрачный задник, обеспечивающий живую панораму Москвы за спинами ведущих. Теоретически, пока идет эфир, вы можете добежать до места, где установлена передвижная студия, и прогуляться в зоне видимости камер, дополняя собой утренний пейзаж. А родные и близкие будут на вас смотреть в телевизоре. Но махать им не стоит: охране съемочной площадки это может не понравиться.
Сосиска-танк
Синий фургон, напичканный оборудованием, съемочная группа любовно именует сосиской. Никто не знает почему: сосиска - и все. Весит она 39 тонн.
- Примерно как танк, - доходчиво объясняет технический директор Дирекции утреннего вещания Первого канала Андрей Артамонов.
Длина фургона - 14 м, ширина - 6 м, высота - 5,9 м. Чтобы проехать под мостами и не задевать провода, фургон умеет складываться по высоте и временно становиться одноэтажным.
Когда-то этот фургон использовался для съемок велогонок «Тур де Франс» и работал на французскую телекомпанию TF1. Потом «сменил гражданство» и получил боевое крещение на Олимпиаде в Сочи. Второго такого в России нет.
Но одна «сосиска», даже такая высокотехнологичная, сама по себе бесполезна. Поэтому к ней прилагается станция спутниковой связи (микроавтобус с тарелкой на крыше), два дизель-генератора мощностью 100 киловатт. И даже автономный туалет с электронным замком.
- Работать здесь совсем не то, что в «Останкино», - откровенничают после эфира ведущие. - Тут больше импровизации. Ты видишь, как разгорается день, может пойти дождь...
- А как же выходить в эфир с улицы в дождь?
- Так у нас же зонтик есть!
Программа «Доброе утро» заканчивается в девять. Ведущие, разбудив Москву, отправляются по домам - отсыпаться. Домашние предупреждены: ходить можно только на цыпочках, дверьми не хлопать и говорить шепотом. Потому что, когда столица опять уснет, ведущие, напротив, поедут на работу. Разрывая осеннюю мглу в клочья и готовясь заражать зрителя бодростью и энтузиазмом.
«Доброе утро» на Первом канале
По будням/5.00 - 9.00 (эфир из передвижной студии с 7.00)
Фото: Евгения ГУСЕВА.
Кстати
Пока работают «передвижные» ведущие, их страхуют коллеги из студии в «Останкино», которым отвели первые два часа программы. Техника есть техника - вдруг сигнал пропадет? Тогда режиссер оперативно выдаст картинку из «Останкино». На практике такое происходит крайне редко, но ведущие все равно находятся в основной студии при полном параде, готовые в любой момент выйти в эфир. Два часа напряженного ожидания, представляете?