Журнал «Телепрограмма» встретился в Лондоне с создателем сериала «Сосны» и исполнителем главной роли - голливудским актером Мэттом Диллоном.
В последнее время именитые режиссеры все чаще дебютируют на ТВ. Вслед за Мартином Скорсезе и Дэвидом Финчером телесериал готовится представить М. Найт Шьямалан, режиссер «Шестого чувства», «Знаков» и «Таинственного леса». Его проект «Сосны» канал FOX начал показывать 14 мая.
М. Найт ШЬЯМАЛАН: Совсем не переживаю из-за того, что наш сериал сравнивают с «Твин Пикс»!
М. Найт Шьямалан получил
признание как режиссер
мистических триллеров.
- «Сосны» - это первый сериал, над которым вы работали в качестве продюсера. С какими сложностями вы столкнулись на этой новой для вас территории?
- Пожалуй, самым сложным было то, с какой скоростью пришлось работать. Поначалу я не понимал, как такое возможно. Полнометражный фильм снимается 2 - 3 года. А в случае с сериалом всю массу материала я должен представить всего за шесть месяцев. 22 серии за один сезон, то есть 22 фильма! В полнометражном кино последовательно нужно представить персонажей, задать жанр, донести сюжет, уложившись в два часа. Это то, чему учили меня. В телесериале же иначе: все должно быть заложено в пилотном эпизоде. И если он цепляет, то зритель посмотрит весь сериал. То есть, если кино - это марафон, то сериалы - спринт, другая спортивная дисциплина. Еще одно отличие: большая свобода в развитии характера персонажей. Например, в сериале главный персонаж по ходу сюжета может стать не столь важен, как казался поначалу. А герой второстепенный имеет шанс оказаться более ценным. Сразу это не всегда понятно, все приходит в процессе. И ты, как автор, имеешь возможность вернуться на пару шагов назад и скорректировать историю.
- По сюжету сериал «Сосны» уже сейчас называют сходным с «Твин Пикс» Дэвида Линча…
- И я совсем не переживаю на этот счет. Сходство, если оно и существует, пропадает уже во втором эпизоде. Отличие есть, и оно огромное. Дэвид показывает в своих фильмах тот мир, каким видит его. И в нем все мы немного второстепенные персонажи. Такова его картина мира, и этому нет никакого объяснения. В его картинах персонажи странные сами по себе. В нашем же сериале есть объяснение, почему герои ведут себя так, словно они находятся в фильме Дэвида Линча (улыбается).
- На главную роль - спецагента Итана Берка - был выбран Мэтт Диллон. Почему именно он?
- Те, кто следит за моим творчеством, знают, что мне нравится работать с актерами брутальными, например, Мэлом Гибсоном или Брюсом Уиллисом. В кино они - иконы, у них есть багаж ролей крутых парней, и все это отлично работает. Мэтт Диллон - из той же когорты, его персонаж не раскисает из-за всего подряд. В нем есть этакий мрачный оттенок независимости.
- Вас называют мастером неожиданных концовок. Однако сериал «Сосны» снят по роману писателя Блейка Крауча Wayward Pines. Как в этом случае можно сделать нечто непредсказуемое?
- Начнем с того, что раскрываем карты мы не в финале, а в пятом-шестом эпизодах. И получилось, как мне кажется, гораздо интереснее. Кроме того, стоит признать, что 98% наших зрителей не читали книги Блейка Крауча. А остальным двум процентам, как мне кажется, будет весьма интересно увидеть нашу интерпретацию романа. Когда Блейк писал первую книгу - а сериал, напомню, экранизирует три романа Крауча, - мы уже начали снимать. И я сказал ему: «Ты пиши, а мы будем утаскивать у тебя понемножку и двигаться дальше». И бывало такое, что он видел интересные моменты в нашем сюжете и забирал их для своей второй или третьей книги. То есть мы разрабатывали одну и ту же идею параллельно. Но между романом и сериалом, конечно, есть различия.
- Так или иначе, сюжет всех трех книг вместился в сериал целиком. Означает ли это, что продолжение «Сосен» невозможно?
- Сложный вопрос, работать над одним и тем же проектом годами я не готов. И если мне предложат продолжить сериал, я отвечу: «Давайте не сразу». Мы со сценаристами пойдем ко мне домой и проработаем идею. И если она будет крутой, вернемся и сделаем продолжение. Вообще я не люблю делать сиквелы, я в этом не очень хорош. Но телевидение - это другой формат. Словом, посмотрим…
- Вообще тема мистики, сверхъестественного вам близка?
- Для меня размышления на этот счет - способ понять, как справиться с тем, что нас пугает. Мне неинтересно снимать жестокие кровавые сцены. Гораздо любопытнее разбираться со случаями из привычной нам жизни. Например, на моем рабочем столе уже лет 10 лет стоит фото жены. И вот однажды оно ни с того ни с сего упало. Я поднял рамку и пошел налить кофе. Возвращаюсь, а фото опять упало... И от этого становится не по себе, в голове начинают крутиться мысли: «Почему это произошло? Это знак?» Существуют миллионы вариантов того, как человек может отреагировать на такую, казалось бы, мелочь. Вот она, мистика, и ужас, леденящий душу!
В «Соснах» много мистики, но не меньше и мрачного юмора. Мастера кинематографа показали нам, как можно фантастически использовать юмор даже в таких, казалось бы, серьезных жанрах, как мистический триллер или фильм ужасов. Взять, к примеру, произведения Альфреда Хичкока: в первом акте смешно, а во втором и третьем вдруг поднимается вопрос жизни и смерти. Вообще Хичкок - величайший режиссер. Он заранее знал, как тот или иной объект будет выглядеть в кадре, как сцену увидит зритель. В его фильмах во всех деталях присутствуют точность, сдержанность и минимализм. Например, в его фильме «Психо» есть сцена, в которой главный герой Норман Бейтс сталкивается с девушкой у дверей ее комнаты. Она говорит: «Не хочешь зайти, пока я поем?» И тут камера словно теряет кадр - это внутреннее ощущение Бейтса, который не знает, что делать с женщинами, это его чувства. И режиссер их гениально показал. Я люблю Хичкока и стремлюсь научиться его манере съемки. Он умел делать кино индивидуальное, неповторимое.
- Как-то вы говорили, что ваша цель в кино - достичь индивидуальности. Удалось ли вам это в случае с «Соснами»?
- Надеюсь на это. «Сосны» - сериал многожанровый. К его середине зрители с удивлением заметят, что по жанру он уже не тот, что в начале. Но это еще не все: к финалу снова будет другой жанр. Я люблю соединять несоединимое, мне интересно не следование законам того или иного стандартного жанра, а смешение. Мне вообще любопытны проекты, сложные для зрительского понимания. Правда, студии такой продукт продать сложнее, ведь он может не оправдать ожиданий и не быть принятым широкой аудиторией. Иногда мне удается достичь задуманного, иногда - нет. В случае с «Соснами», как мне кажется, все получилось. Ведь исходник - книги Блейка - материал благодатный.
личное дело
М. Найт ШЬЯМАЛАН (Манодж Неллиятту Шьямалан) родился 6 августа 1970 года в Пондишери (Индия). Вскоре семья переехала в США. Окончил киношколу при Нью-Йоркском университете. Первый свой полнометражный фильм - «Яростная молитва» - снял в Индии. Затем написал сценарий к фильму «Стюарт Литтл», который приобрела студия Уолта Диснея за $2,5 млн. Снял такие картины, как «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом, «Неуязвимый» с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном, «Знаки» с Мэлом Гибсоном и Хоакином Фениксом, а также «Таинственный лес», «Девушка из воды» и «Повелитель стихий». Женат, трое детей.
О ЧЕМ СЕРИАЛ
«Сосны»/Wayward Pines. Триллер. Сюжет: спецагент Итан Берк отправляется в городок Уэйуорд Пайнс расследовать исчезновение своей бывшей напарницы Кейт Хьюсон и ее коллеги. Итан и Кейт были друг для друга больше, чем сослуживцы, их отношения едва не разрушили брак Итана. По дороге агент попадает в аварию и приходит в себя в больнице города. За ним наблюдает медсестра, которая совсем не намерена лечить Берка... Тайны города накапливаются как снежный ком, и Итан начинает подвергать сомнению свое здравомыслие. Итан понимает, что он заперт в этом городе...
В ролях: Мэтт Диллон, Карла Гуджино, Мелисса Лео, Тоби Джонс, Джульетт Льюис, Терренс Ховард, Шэннин Соссамон и др.
Премьера - 14 мая на канале FOX (Россия) в 22.00.
Мэтт Диллон: Иногда думаю: «С ролью я бы справился лучше Вуди Харрельсона?»
В 80-х Диллон был частым
гостем девичьих мечтаний.
- Мэтт, в 19 лет в интервью Энди Уорхолу вы заявили, что мечтаете играть персонажей на грани. Таков ли характер вашего персонажа в сериале?
- Да, он как раз на грани. После лобового столкновения на автомобиле он оказывается заблокирован в салоне. Приходит в себя в больнице: ему не отдают его телефона и говорят неправду, рассказывая о вещах, которых он не делал. Мне такие герои, с конфликтом в душе, очень нравятся. Мой персонаж - агент Итан Берк - двигатель сюжета, он должен действовать, совершать поступки, не важно, будут они правильными или нет. Он, как и зрители, пытается выяснить, какого черта тут происходит! В какой реальности находятся жители этого чертова городка, почему им не кажется странным то, как у них течет время? Как тут не сойти с ума? Происходящее вокруг можно назвать словом «правдоподобность» - это не правда, а именно «подобие правды». Это не ложная реальность, но и до правды ей далеко.
- Съемки в сериале потребовали от вас хорошей физической формы...
- Режиссер заставлял меня бегать по лесу без дублеров (смеется). После такого наутро еле мог разогнуть спину!
- Именитые голливудские актеры все чаще снимаются в телесериалах. Конкуренция уже ощущается? Лично у вас возникает мысль, что одного из главных персонажей, скажем «Настоящего детектива», вы могли сыграть лучше?
- Любой актер всегда думает: «С этой ролью я справился бы лучше». Но это не означает, что его мысли могут или должны материализоваться. Эта роль уже сыграна, в случае с «Настоящим детективом» - Вуди Харрельсоном и Мэттью Макконахи. Действительно, сериалы перестают быть низким жанром. На телевидении у всех без исключения больше средств для маневра. И когда есть классная история, тебе не нужно, помня о хронометраже, опускать те или иные сюжетные линии, ты можешь рассказывать эту историю дольше, смакуя ее. Это как хорошая книга, которую можно начать читать, отложить, а потом вернуться к ней. Телевидение стало удобной средой для творческих людей - это касается и сценаристов, и режиссеров, и нас, актеров. Изменились и сериалы. Это раньше актер приходил на ТВ и подписывал контракт на съемки в «мыле» года на четыре, сейчас же сериалы - это продукт на уровне хорошего кино.
- В кино вы впервые снялись в 15 лет - в фильме «За гранью» популярного тогда режиссера Джонатана Каплана. Вопрос о профессии был снят тогда же?
- Я с детства испытывал желание оказаться в свете ламп на съемочной площадке, это было сродни эксгибиционизму. Помню, когда мне дали прочесть сценарий фильма «За гранью», я почувствовал то же самое, о чем мы говорили выше - правдоподобность истории. И мой персонаж, трудный подросток Ричи, был похож на ребят, которых мне доводилось встречать. И я понял, что могу показать людям понятную им и мне реальность, вызывать эмоции, дать зрителю возможность оказаться в том мире, где происходит действие фильма.
личное дело
Мэттью Рэймонд ДИЛЛОН родился 18 февраля 1964 года в городе Нью-Рошелл (штат Нью-Йорк, США). Его отец был менеджером по продажам и тренером по гольфу, мать - домохозяйкой. Двоюродный дед Диллона Алек Рэймонд - создатель комиксов (в частности, про Флэша Гордона). Мэтт приходится старшим братом актеру Кевину Диллону. В 1980-х пользовался славой подросткового секс-символа. Среди фильмов с его участием: «Бойцовая рыбка», «Аптечный ковбой», «Все без ума от Мэри», «Дикость». Номинант на премии «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA в 2006 году за роль в драме «Столкновение». Дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Город призраков» (2002), в котором, помимо него, снялись Джеймс Каан, Жерар Депардье и др.
Фото: FOX. Текст: Владимир КИРДЯШОВ.