Популярный актер рассказал о своем втором дыхании, поцелуях и отношениях с детьми.
Чтобы записать эту беседу, журналу «Телепрограмма» пришлось дважды летать в Санкт-Петербург, где канал «Россия 1» снимает сериал «Следователь Тихонов» по произведениям братьев Вайнеров. Отнять у Михаила Ефремова несколько минут времени представлялось невозможным: то он гусарит в кадре, то отжигает во время перестановки, то вдруг куда-то убегает на время обеда, чтобы затем внезапно материализоваться. Сейчас в Питере актер переживает период бурного эмоционального подъема, поэтому поговорить с ним именно в это время показалось особенно важным.
- Михаил, что за герой вам достался в картине?
- Как ни странно, именно этот вопрос самый сложный. Мы находимся еще в процессе создания героя: он живет в кадре, постоянно меняется, формируется, поэтому сейчас мне сложно сказать, что получится на выходе. Для меня самого Тихонов - страшно непонятный типаж. Не могу сказать, что я в недоумении, просто нахожусь в рабочем процессе. Побаиваюсь оформлять мысли в слова, вдруг не туда сформулирую. Так что ваш вопрос адресовал бы нашему режиссеру Сергею Олеговичу Снежкину. Мы - его рабы. Рейтинг Снежкина на площадке гораздо выше 86%.
- Вы сотрудничаете с ним в первый раз...
- Да, со Снежкиным работаем впервые. Это именно режиссер с большой буквы - он очень дотошный, тщательно и глубоко погруженный в материал, клевый! Интересно говорит и разбирает сцены. Не ожидал, что это будет такая увлекательная работа.
- Режиссер говорит, что вы не столько снимаете детектив, сколько воссоздаете эпоху того времени. Как вы помните времена 70 - 80-х?
- Именно. Мне было 16 - 17 лет. В определенном смысле я сейчас работаю на преодоление, потому что тогда я вел другой образ жизни. Хорошо помню, как мы жили тогда - курили больше! Могу сказать, что в то время дистанция между милицией и уголовным миром была другой. Сейчас они, так скажем, диффузионны. Но надо учитывать, что историю Тихонова писали братья Вайнеры - а старший из них, Аркадий Александрович, в свое время возглавлял следственный отдел МУРа. Может, поэтому милиционеры получались такими веселыми балагурами. Наверняка такие существуют.
- Выходит, и в ретродетектива перевоплощаться выпало впервые...
- Да, современных следователей мне приходилось играть. Они, конечно, более реалистично получались.
- Какие образцы советского сыщика перед глазами возникают: Знаменский, Томин, Жеглов?
- Если говорить об актерской манере, то мне ближе Георгий Бурков и Иван Бортник. (Бурков сыграл следователя в фильме «Профессия - следователь», Бортник - в лентах «Смерть в кино» и «Убийство на «Ждановской». - Ред.)
- Насколько вам легко работать в сериале «Следователь Тихонов» в окружении прекрасных дам: Светланы Ивановой, Виктории Толстогановой, Марии Мироновой?
- Ну как... Я в цветнике (улыбается). Всех люблю, все замечательно! А вот Сергей Каюмович Шакуров, который играет генерала Шарапова, мне мешает. Оберегает свою дочь, героиню Светланы Ивановой, от моего любвеобильного Тихонова.
- Шакуров не ревнует вас к роли, ведь он и сам сыграл Тихонова в фильме «Визит к Минотавру»?
- Недавно показывали это кино, я снова его пересматривал. Это интересный фильм, но давнишний. Мы создаем новую картину, глупо было бы сравнивать. Или давайте тогда сравнивать худое и мокрое?
- Каких сцен особенно ждете?
- Я еще не бегал, не стрелял, не катался на машинке. Погоня и стрельба - вот чего жду. Выглянуть из-за угла, бах-бах (прицеливается пальцем). Зато какой красивый проход сделал нам Сергей Олегович, когда мы пришли в логово бандитов в автопарк: долго и красиво шагали! (Смеется.)
- Вся съемочная группа говорит, что вы буквально расцвели на этих съемках. В кадре вы постоянно балагурите, заводите партнеров и летаете по площадке - это действие лета, города, эндорфинов?
- С Питером у меня всегда были прекрасные отношения. Не знаю, почему такое настроение. Неожиданно нарисовалась эта работа. А у меня в жизни, если что-то происходит неожиданно, то всегда к лучшему. Последние лет восемь снимался в маленьких ролях у разных режиссеров, а сейчас, что называется, поперло. Кроме того, мне подобрали самых прекрасных актрис, о которых вечерами, ночами и утрами думают все мужчины страны. С двумя из них мне посчастливилось целоваться - с Викой Толстогановой (играет жену Тихонова. - Авт.) и Светиком Ивановой (помощница и любовница Тихонова. - Авт.). Маша Миронова (университетская любовь Тихонова. - Авт.) пока не дается. Но я занесу режиссеру... (Смеется.)
- Даже так?
- Конечно, он же коррупционер. (Старается не улыбаться.) Поэтому с Ивановой мы целовались дважды. А вот с Толстогановой всего лишь один раз - потому что не занес оператору Сергею Мачильскому. Вот и дублей не было. Или это от ревности?..
- Когда вы играете любовь, симпатия к партнеру должна присутствовать?
- Когда как. Вспомните фильм «Девять с половиной недель». Там Микки Рурк и Ким Бейсингер буквально ненавидели друг друга! И при этом сыграли такую великолепную, «самую любовную» историю.
«Анна-Мария осталась со мной, остальные дети пока разъехались»
- Вы здесь зависли практически на год. Без семьи тяжеловато?
- Жена уже приезжала вместе с мелочью - младшими детьми Верой, Надеждой и Борисом. Они были в Петергофе и остались в восторге. Со мной осталась Анна-Мария, а остальные разъехались: Борис - на дачу с няней, Вера и Надя - в Турцию с мамой. Но наверняка приедут еще раз, и вместе пойдем погулять.
- А им какие фильмы интересно смотреть?
- Британский «Шерлок» с Камбербэтчем - любимый сериал Анны-Марии и Веры. Они буквально засматриваются им. Мало того, что Шерлок там умище, так еще и сериал пропитан особенной культурой и традициями Англии. Без этого, возможно, ничего и не получилось бы. Но наш «Шерлок Холмс» с Ливановым тоже прекрасен. Вообще и книжка Артура Конан-Дойла отличная (смеется). Анна-Мария, возможно, потому и увлеклась сериалом, что сперва прочла книгу. Тогда ей было 11 лет.
- У вас шестеро детей. С появлением каждого ребенка вы ощущали качественные изменения внутри себя?
- Конечно. Гораздо меньше выходных (смеется). Вот и все.
- А радость?
- От того, что нет выходных? Неописуемая радость!
- Ну а как же все эти хлопоты и возня в гурьбе детей?
- Волнение - да. Но хлопоты могут быть прекрасными для неврастеника, наверное. Наверное, их я часто играю. Но сам скорее параноик - у меня все сложнее (улыбается). Понимаете, когда начинаешь говорить общие слова о любви, дружбе или Родине, это априори неправда. Сформулированные чувства - это уже не чувства, это формула. Поэтому, мне кажется, о таких вещах и говорить вслух не надо.
- За карьерой взрослых сыновей следите? Не так давно был показан сериал «Куприн», где ваш старший сын Никита сыграл одну из главных ролей.
- Пока не добрался. Но все, кто мне звонил по этому поводу, говорили очень теплые слова. Слава богу, что достойно выступил.
- Обсуждаете с ним работы?
- (Отворачивается.) Да не принято это у нас...
- Как же так? Ваш отец - великий актер и режиссер, мать - тоже актриса, дед - оперный режиссер, прапрадед - создатель нового чувашского алфавита. И в вашей семье не принято никогда обсуждать профессию?
- Бывает, что мы разговариваем. Бывает, что обсуждаем рабочие моменты. Но со стороны за собой я не слежу. И не могу вспомнить поучительных разговоров за столом с Никитой или Колей (Николай Ефремов - студент ГИТИСа. - Авт.) о профессии. Если и происходит обмен репликами, то это несистемно, случайно.
- Вы не раз говорили, что базовым принципом воспитания детей у вас дома стало невмешательство.
- Если по всем моим цитатам и прибауткам задавать мне вопросы, как любит делать Владимир Владимирович Поз-нер, то я сойду с ума оправдываться!
- А если по фактам? Вот когда вы были уволены из МХАТ за драку с замдиректора театра по финансовой части, ваш отец проявил себя как гиперпринципиальный человек. Вы смогли бы сделать выбор между принципами и любовью к сыну, случись такая история?
- Когда случится, тогда и поступлю. Не думаю, что перед папой стоял сложный выбор. Это было единственное решение. При этом он меня любил, и я его любил и люблю. Но нельзя смешивать мух и котлеты. Это был единственный возможный сценарий, все это понимали.
«Я пожилой человек и переиграл все что можно»
- Часто ли вам хочется побыть одному?
- Бывает и такое.
- Что помогает вам абстрагироваться в такой момент?
- Смена обстановки - страны, окружения. В том числе и съемочной площадки. Вот сейчас я нахожусь вдали от семьи, от московских дел и нервотрепки, больше сосредоточен на работе, и это тоже своего рода отдых.
- У петербуржского режиссера Вячеслава Полунина есть закон «Ноги в воду»: каждые пять лет надлежит сесть на берегу реки, опустить ноги в воду, ничего не делать. Просто сидеть и думать, что ты сделал за прошедшие пять лет: когда поступил правильно, когда ошибся. Подобная переоценка случается с вами?
- Красиво... Но лучше каждые пять дней это делать. Пять дней работаешь, а потом два выходных держишь ноги в воде, анализируешь.
- Если бы вам предложили написать сценарий под самого себя...
- Да я неграмотный (смеется). Не умею писать. Нашел бы сценариста и попросил бы его это сделать.
- И все же кого бы хотели сыграть?
- Я уже пожилой человек и переиграл все что можно. У меня больше семидесяти ролей. Правда, не могу ответить.
«Все байки придумывают Гармаш и Стоянов»
- Есть ли в вашей памяти моменты, которые гложут и не дают совести спокойно спать?
- Из таких моментов и состоит моя жизнь. Просыпаюсь и думаю: «Что же я вчера наделал!» Или встаю ночью, смотрю в зеркало и ужасаюсь: «Я проспал целых три часа! Что же я наделал! И что ж теперь делать: опять спать, что ли?» (Хитро улыбается.) А вот сейчас думаю: «Боже, что ж я говорю?»
- О вас ходит огромное количество баек. Не меньше, чем о Фаине Раневской. Сколько в них правды?
- Я сто раз говорил: все байки придумывают и распространяют два автора - Юрий Стоянов и Сергей Гармаш! Вопросы к ним. (Улыбается.)
- А та самая грандиозная история, когда вы на даче Никиты Михалкова кричали главе государства: «Покайтесь!» Это тоже правда?
- У этой истории есть масса вариаций. Та, где не фигурирует наш президент, - правдива.
Фото: канал Россия 1
Личное дело
Михаил Ефремов родился 10 ноября 1963 года в театральной семье: отец - Олег Ефремов, мать - актриса «Современника» Алла Покровская. Впервые вышел на сцену театра в 13 лет. В 1987 году, с перерывом на службу в армии, окончил Школу-студию МХАТ. Руководил театром-студией «Современник-2». С 1991 по 1999 год служил во МХАТ им. А. Чехова, был уволен отцом за потасовку. В кино дебютировал в 13 лет в фильме «Дни хирурга Мишкина». На его счету более 50 ролей в театре и 70 работ в кино. С 2009 года ведет передачу «Жди меня» (Первый канал). В 2013 году запустил вместе с продюсером Андреем Васильевым и поэтом Дмитрием Быковым художественный проект «Господин Хороший», где читал стилизованные под классику стихи на злобу дня. Женат на преподавателе музыки Софье Кругликовой. Шестеро детей: Никита (1988 г. р.) - от брака с редактором Асей Воробьевой, Николай (1991 г. р.) - от брака с актрисой Евгенией Добровольской, Анна-Мария (2000 г. р.) - от брака с актрисой Ксенией Качалиной, а также Вера (2005 г. р.), Надежда (2007 г. р.) и Борис (2010 г. р.) - от брака с Софьей Кругликовой.