Джереми Реннер: "Я боюсь одиночества и не стыжусь этого страха"

Знаменитый голливудский актер в эксклюзивном интервью журналу «Телепрограмма» рассуждал о простых отношениях, модных гаджетах и подвигах Геракла.

У Клинта Бартона по прозвищу Соколиный Глаз сложная биография. Уроженец города Веверлей, что в штате Айова, он рано осиротел и примкнул к бродячему цирку, где научился чрезвычайно метко стрелять. Затем он попал под влияние агента КГБ Наташи Романофф, позже вместе с ней вступил в ряды Мстителей, где и стал любимцем публики. Сыгравший Клинта Джереми Реннер тоже не сразу превратился в голливудского кумира. Невысокий и отнюдь не дьявольски красивый, Джереми перебивался ролями в независимых проектах и эпизодами в блокбастерах, пока ему не доверили главную партию в военной драме «Повелитель бури», ставшей лучшим фильмом на оскаровской церемонии в 2009 году. С тех пор актерские стрелы, выпускаемые Реннером, неизменно попадают в цель, и свежий боевик «Мстители: Эра Альтрона» не исключение.

«Шпана знала, что со мной связываться опасно»

- Правда, что, будучи молодым актером, вы подрабатывали, демонстрируя продукцию в магазине косметики?
- Что значит «демонстрируя»? Я вообще-то делал клиенткам полный мейкап и серьезно преуспел в этом деле.

- В начале карьеры все актеры подрабатывают - официант, развозчик пиццы, много чего еще, но с мейкапом вы, кажется, единственный...
- Ну хоть в чем-то единственный... На самом деле ничего особенного нет - я тогда как раз в маленьком театре играл и насмотрелся на работу гримеров, и мне очень понравилось, как вместо одного лица появляется другое. Конечно, профессию актера я на гримерскую не променяю, но и стыдиться последней не буду.

- Тогда не будем отвлекаться от актерской. Вы долго ждали успеха - откуда взялись терпение и уверенность в своих силах?
- А бог их знает... Может, это от того, что мои родители расстались, когда мне было десять лет, и я понял, что единственным моим защитником могу быть лишь я сам. А когда шпана поняла, что со мной лучше не связываться, появилось чувство, которое можно назвать уверенностью в собственных силах.

- Что общего у ваших героев?
- Вера в то, что без них добро захлебнется. Ну и еще то, что правильное дело нельзя делать в одиночку и нельзя самому решать, правильное оно или нет.

«Google не умеет улыбаться!»

- Соколиный Глаз все время ждет поддержки от женщин...
- Ему просто нужен человек, который его понимает! Конечно, лучше всех мужчин понимают женщины, так уж этот мир устроен. Поэтому Соколиный Глаз так тянется сперва к героине Скарлетт Йоханссон, а затем к... ну вот, я едва не открыл сюжет новых «Мстителей»! В общем, он по натуре не может быть одиноким волком.

- А вы?
- Я - тем более! Страх одиночества Соколиный Глаз взял у меня, и я этого не стыжусь! Мне страшно, когда я вижу толпы людей, глядящих не друг на друга, а в экраны своих гаджетов. Мне отвратительно, когда не спрашивают друг у друга дорогу, а залезают в Google. Потому что тот, кто укажет дорогу, улыбнется тебе и спросит, не нужно ли чего-нибудь еще, а Google покажет карту и этим ограничится. Вы представляете, что будет, если завтра по какой-нибудь причине интернет отключится? Не электричество, не водопровод, только интернет? Сколько людей в момент станут слепыми и несчастными? Вот эту боязнь информационного одиночества я отдал своему герою!

- Когда вы играли в «Афере по-американски» мэра городка в Нью-Джерси, тоже отдали ему часть себя?
- Конечно! Прототип моего героя Анджело Эричетти был честным человеком, настолько честным, что циничному глазу он кажется карикатурой. И этот честный человек запутался в сетях тонкой лжи. Я знаю людей, которые запутались точно так же, и иногда начинаю бояться, что и сам могу запутаться. Я отчаянно скучаю по прозрачным отношениям, связывающим простых честных людей. И пытаюсь вложить это чувство едва ли не в каждый свой образ. В образ Соколиного Глаза, кстати, тоже.

- Как объяснить бешеную популярность франшиз о супергероях?
- Людям нужны мифы, нужны сказки. Старые мифы уже не работают - подвиги Геракла под силу сегодня любому культуристу с минимальным техническим оборудованием. Сага о супергероях утоляет эту жажду, она дает полет воображению.

- Насколько повлияло на съемочный процесс то, что Джосс Уидон, поставивший «Мстителей», прежде всего писатель?
- Он и писатель, и режиссер, и философ, он - все! Я не представляю другого человека, который настолько проникся духом марвеловской вселенной, который видел бы всех ее героев и непростые их отношения между собой, но знал их характеры до самых мельчайших черточек. Я с Джоссом впервые столкнулся еще в 1995 году, когда сыграл в одном из эпизодов вампирского сериала «Ангел». Правда, не он меня позвал туда, но сработались мы замечательно. И во время съемок «Мстителей» мне было достаточно просто посмотреть на его лицо: если там в самом уголке рта притаилась улыбка, значит, все нормально, сцена сделана и спрашивать ни о чем не надо.

«Без куска хлеба не останусь»

- С кем из ваших коллег по картине интереснее работалось?
- Специфика «Мстителей» в том, что в основном групповые сцены обеспечивались монтажом. Поэтому работа с коллегами состояла в наблюдении за ними. В первых «Мстителях» я сталкивался с Робертом Дауни-младшим лишь дважды, а здесь у меня была возможность наблюдать его работу гораздо дольше - и я был ею восхищен, он большой артист.

- Ваш персонаж кажется наиболее человечным среди Мстителей. Что лежит в основе этой человечности?
- Там много факторов. Я раскрывать их не буду, но вот об одном скажу. У Соколиного Глаза нет суперсилы. Тор - бог, и у него есть Молот, Тони Старк - гений, и у него есть костюм Железного Человека... И только Соколиный Глаз должен полагаться на обычный талант, развивать его, страдать, когда он дает сбой. Это и делает его человечным.

- В ваших планах продолжение саги «Миссия невыполнима». Собираетесь однажды вырваться из мира франшиз?
- Я во франшизах ничего плохого не вижу: если они живут, значит, зрителям это по душе, и нечего высокомерно морщиться. И потом, мне сорок четыре года, и я думаю, что у меня еще много работ впереди. Надеюсь, что однажды получу звонок от Кэтрин Бигелоу, у которой я снимался в «Повелителе бури». Она - режиссер штучный. Не теряю надежды поработать с автором «Аферы по-американски» Дэвидом Расселом - благодаря ему я понял, что чувствую себя комфортно в комических ситуациях. В общем, как бы ни сложилась судьба моих франшиз, без куска хлеба не останусь.

5 лучших фильмов Джереми Реннера:

? «Повелитель бури» (2008)
? «Город воров» (2010)
? «Миссия невыполнима:
Протокол Фантом» (2011)
? «Эволюция Борна» (2012)
? «Афера по-американски»
(2013)

личное дело

Джереми Ли Реннер родился 7 января 1971 года в калифорнийском городе Модесто в семье управляющего боулинг-клубом Ли Реннера. Желание стать актером появилось у Джереми в колледже, а воплотилось оно в жизнь в 1995-м, когда 24-летний Реннер наконец-то стал получать роли на ТВ. Первой заметной киноработой стал боевик «S.W.A.T.: Спецназ города ангелов» (2003), в котором актер оставался в тени Колина Фаррелла. Выйти на первый план помогла военная драма «Повелитель бури» (2008), обеспечившая Реннеру номинацию на «Оскар». Еще одна номинация была получена после картины Бена Аффлека «Город воров» (2010). Реннер не только актер, но и музыкант-мультиинструменталист, игравший в рок-группе Sons of Ben. Джереми женат на канадской модели Сонни Пачеко и воспитывает дочь Аву, родившуюся в марте 2013-го. В декабре минувшего года Пачеко подала на развод, указав в качестве причины «неразрешимые противоречия».