Валерия: «Сын сказал: «Родители, с вами классно, но дальше я хочу двигаться самостоятельно»

Этим летом Валерия не переставала нас удивлять. Перепела свой хит «Часики» с Егором Кридом, провела отпуск не где-нибудь на Мальдивах, а в конном походе по Карачаево-Черкесии. Саму Валерию продолжают удивлять и радовать дети - 25-летняя Анна, 24-летний Артемий и 19-летний Арсений.

«В нашей семье все физики-лирики»

- Сентябрь для родителей непростое время - у детей начинаются занятия в школе, в институте. Но у вас в семье ни школьников, ни студентов, похоже, не осталось?

- Да, все мои дети уже живут взрослой и самостоятельной жизнью. Дома с нами не живет никто, и я никого не провожаю на занятия. Аня переехала в свою квартиру, Артемий работает в Швейцарии, у Арсения свой бизнес.

С одной стороны, немного грустно, что учебные хлопоты для нас в прошлом. А с другой - мы больше не привязаны к первому сентября, а то ведь раньше жизнь планировалась от каникул до каникул.

- Стали больше путешествовать?

- Путешествуем, но чаще это кратковременные выезды. Есть три-четыре свободных дня, а я умираю - хочу в Рим. Сорвались с Иосифом и поехали. Раньше мы себя так не вели - как порядочные родители, каждый день учебного года были дома. Но чтобы путешествовать, нужно свободное время, а мы много работаем. По этой причине пока не освоили Южную Америку.

- Недавно вы всей семьей летали в Швейцарию на день рождения к сыну Артемию. В Инстаграме вы написали, что сын не просто пригласил на праздник, но и сам его оплатил...

- Конечно, приятно быть приглашенными на праздник, который организовал твой собственный сын. Получилось необычное празднование с друзьями и близкими: пейнтбол, прогулки в горах, ужин в ресторане и ночевка в отеле с видом на Монблан. Тёма скопил немного денег, для Швейцарии это небольшая сумма, бизнес на нее не откроешь. А вот день рождения получился отличный.

- Чем занят Артемий? Многого ли он достиг в своей работе?

- Трудно сказать, многого ли он достиг, но у сына очень хорошая зарплата. Тёма пытался найти достойную работу в Москве, но ничего не получилось. Восемь месяцев он помучился без солнца, в вечных пробках, а когда в мае выпал снег, он нам сказал: «Больше не могу сидеть дома. Поеду искать работу». Сын не сидел и дня без дела - он нам с Иосифом помогал. Но у мальчика принципиальная позиция, которую я уважаю: «Родители, с вами классно, но я не хочу быть при вас. Хочу дальше двигаться самостоятельно».

Так Тёма в прошлом году уехал в Швейцарию, нашел работу - сначала его взяли на испытательный период в студию грамзаписи. У мальчика три высших образования: два технических - в сфере IT и бизнес-менеджмента, также он окончил академию Беркли по саунд-дизайну и музыкальному продюсированию. Поскольку все три образования необходимы для работы в этом месте, он сразу снискал уважение владельца компании. Сын занимается продвижением артистов, которые сотрудничают с этой фирмой, также снимает для них клипы, делает записи. Я с гордостью могу сказать, что без него в компании ничего не решается. Он разбирается абсолютно во всем. Тёма недавно написал мне: «Мама, спасибо, что вы мне дали такое образование. Потому что каждый день я применяю все то, чему учился». Много советов ему дает и Иосиф, они все время на связи.

Есть, конечно, свои нюансы, что-то может не нравиться… Но в общем и целом сын занимается своим делом. Он вырос в этой среде. Тёма долгое время не мог определиться, чем хочет заниматься: музыкой или технологиями. И судьба развернула его в сторону музыки. Рассказывает мне: «Знаешь, когда сочиняю музыку, я могу даже про еду забыть…»

- Все дети у вас музыкальные. Анна - актриса, певица, Арсений - музыкант, и Артемий, получается, тоже...

- Артемий одаренный в музыкальном плане. Он занимался в музыкальной школе, играл на кларнете, на фортепиано, даже пел с оркестром. У него изумительный слух, интонация чистая. Да, вы правы, они все у меня очень музыкально одаренные дети, что ж тут поделаешь. Так случилось. Но это осложняет им жизнь: ведь у них и музыкальные способности хорошие, и технические. У нас у всех в семье так. Моя мама сначала поступила на физико-математический факультет, потом бросила и ушла в музыкальное училище, потом была консерватория и так далее. Троюродная сестра выучилась на физика, а второе образование у нее музыкальное. У меня по физике и математике были пятерки, мне очень нравились эти предметы. Это наша фамильная особенность - мы все физики-лирики.

- Дети дружны между собой?

- У них очень хорошие отношения, они все время на связи, знают, что у кого происходит в жизни. Они поддерживают друг друга. Например, Тёма делал акустическую версию песни своему артисту и попросил Арсения поучаствовать. Сенька был в Швейцарии, пришел в студию, и они целый день записывали.

«Мама - общительный человек, к ней люди тянутся»

- Вы рассказывали нам в интервью, что перевезли маму Галину Николаевну из городка Аткарск в Москву, купили ей красивую и удобную квартиру. Как она осваивается в столице?

- Мама очень активная. У нее здесь образовался свой круг общения. Она занимается английским языком, фитнесом, у нее есть свои ученики, которым она дает уроки игры на фортепиано. И она уже подружилась со всеми, кто к ней приходит. Мама - общительный человек, к ней тянутся люди. Предлагаю: «Мам, переезжай ко мне, будем с тобой видеться все время». Она отказывается, говорит, что хочет жить самостоятельно. Случается, что звоню ей: «У меня есть сейчас окошечко - отправлю за тобой машину. Приезжай!» А она отвечает, что не может, так как у нее урок. Она живет по расписанию, и мне это очень нравится.

- То есть Галина Николаевна адаптировалась в Москве отлично.

- Она ассимилировалась абсолютно! Это зависит от характера человека. Мама всегда была легкой на подъем, быстро привыкала к новым условиям. Она любит путешествовать. Накануне ее дня рождения у нас было несколько свободных дней, я позвонила маме, поинтересовалась ее планами, пригласила поехать в Женеву. И она была готова уже через два часа вылетать!

- У вас дружная семья. С мужем Иосифом Пригожиным вы вместе больше 14 лет. Почему вам интересно вместе? Случаются ли ссоры?

- Мы в одной лодке, мы партнеры: Иосиф всегда интересуется моей точкой зрения по важным и спорным моментам, он решает проблемы, держит все под контролем. Бывает, как у всех людей, ссоримся. Мы люди эмоциональные, поэтому иногда обижаюсь, но конфликты быстро сглаживаются. Мы с Иосифом уважаем друг друга, у нас много общих интересов - мы любим узнавать новое, поэтому часто ходим на выставки, на премьеры, в путешествиях берем пешие экскурсии и проходим по нескольку десятков километров пешком. Нам вместе интересно.

«Я пела перед самим Кобзоном и даже не волновалась»

- Недавно ушедший из жизни Иосиф Давыдович Кобзон был вашим учителем. Как вы познакомились?

- Мне было 17 лет. Я приехала из Аткарска в Москву поступать в Гнесинский институт (Российская академия музыки имени Гнесиных. - Ред.). Тогда только открылся факультет эстрадного вокала, и Иосиф Давыдович первый раз набирал курс. Я приехала попробовать свои силы и была девушкой уверенной. На прослушивании Иосиф Давыдович меня остановил и стал задавать вопросы. В том числе спросил: «Сколько лет?» Хотела слукавить и сказать, что восемнадцать, потому что на классический вокал обычно принимают с этого возраста. Но подумала, что все равно правда выяснится, поэтому сказала: «Семнадцать». Он в ответ: «Очень хорошо. Какую музыку хотите петь?» Говорю: «Джаз!» Это сейчас смешно вспоминать - как я могла вообще прийти учиться к Кобзону и заявить, что хочу петь джаз?! А Иосиф Давыдович посмеялся, сказал: «Ну ребенок еще…» Он первым поверил в меня, дал мне шанс и тем самым изменил мою жизнь навсегда, определил мою судьбу. Поэтому я всегда была и буду ему благодарна.

На следующий день после прослушивания я сдала вступительный экзамен и получила пятерку. Меня допустили до следующего этапа, и я все экзамены сдала на отлично. В итоге поступила с высоким проходным баллом. Пять лет Иосиф Давыдович у меня преподавал. Затем студентка и наставник стали коллегами, мы дружили семьями много лет. Семья Иосифа Давыдовича - наши любимые и родные люди. Как же грустно и печально, что земная жизнь конечна.

- Тогда, в юные годы, вам было трудно поверить в себя?

- Я в себя верила с самого раннего детства. Это и было моей движущей силой. Сейчас модно ходить на личностные тренинги, где рассказывают, как надо жить. А мне в детстве в голову вложили нужные установки, поэтому у меня была внутренняя уверенность в своих силах, поступках. Может, с годами я ее и растеряла, но не до конца. Я стала немного сомневаться, потому что чем больше знаешь, тем больше понимаешь свое человеческое несовершенство. А в юности многое «выстреливает» и получается, потому что человек не только полон энергии, но и ничего не боится, так как толком не осознает последствий поражений, неудач. У меня были желания, цели и уверенность в их достижении, поэтому я просто сметала все преграды без страха. Передо мной такие мастодонты сидели на вступительных экзаменах! Я пела перед Кобзоном! И я даже не волновалась. Это сейчас я выхожу на сцену и переживаю… Недавно разговаривала с одной оперной дивой, она поделилась схожими ощущениями: чем опытнее мы становимся, тем больше волнуемся. Почему? Она объяснила мне это тем, что не имеет права на ошибку: ведь ее услышат студенты, коллеги разберут по полочкам все неточности. С каждым годом ответственность повышается. И нечто подобное происходит со мной.

«Иосиф Давыдович дал мне шанс и тем самым определил мою судьбу»

- Кто помогал вам, юной артистке, в самом начале карьеры?

- Мне помогали учителя, которые преподавали у нас на курсе, помимо Иосифа Давыдовича, это Гелена Марцелиевна Великанова. Она познакомила меня с художественным руководителем и директором Московского театра эстрады Борисом Бруновым. И первые мои выступления были с оркестром Театра эстрады. Это была моя первая афиша. А когда я училась на последнем курсе, случилось знакомство с Александром Шульгиным, который в тот момент делал международный музыкальный проект. В стране уже началась перестройка, появились новые возможности. Шульгин обратил на меня внимание и пригласил для участия в этом проекте. Англоязычный альбом мы писали в Англии, в Германии. С этого все и началось…

«Сейчас наступило время фастфуда»

- Сейчас молодым талантам необязательно ехать в Москву. Теперь артист с помощью интернета может заявить о себе из любой точки страны.

- Стартовать он может откуда угодно. Но вся культурная жизнь все равно в Москве.

- Хорошо, вот приехал в Москву молодой артист строить карьеру. Сейчас ему будет сложнее пробиться, чем в 90-е?

- Сейчас проще воплощать в жизнь свои идеи. Записать песню, снять клип проще и дешевле. Раньше на всю Москву была пара звукозаписывающих студий с необходимым оборудованием. Туда попадали по великому блату, потом долго ждали своей очереди, а когда приходили на студию, то могли работать ограниченное время. Сейчас песню можно записать даже дома и получить очень приличное качество. Дорогостоящие пульты больше не нужны даже для записи живого оркестра, теперь все необходимое для записи есть в компьютере.

- Поэтому конкуренция сейчас бешеная. Какие еще появились минусы?

- Конкуренция - это само собой. Но столько музыкального мусора выплеснулось в интернет, что разобраться и найти в этом действительно что-то стоящее очень сложно. Поэтому все ищут свои технологии продвижения музыкального материала в интернете. В плане продвижения ничего нового. Просто переместилось все в другую плоскость.

- Говорят, что сейчас бездарности стало пробиться на эстраду проще. Согласны?

- Сейчас время фастфуда в разных сферах жизни. Определенной культурной прослойке общества интересны такие реалити-шоу, как когда-то «За стеклом», а сейчас «Дом-2». Раскручиваются некие персонажи, за которыми интересно наблюдать определенному кругу людей. Им все равно, танцует их герой или поет. Важно другое: этот человек - один из них, поэтому и интересно за ним наблюдать. Любой может пробиться и стать заметным на какое-то время, но на хайпе долго не продержаться. Люди ведь понимают, что человек неталантлив, значит, интерес к нему быстро пройдет.

- Недавно вышла новая версия вашего хита «Часики». Вы исполнили его с молодым музыкантом Егором Кридом. Чем для вас интересен был этот неожиданный дуэт?

- Егор Крид по-новому увидел проверенную временем песню. Получилось, на мой взгляд, очень интересно. Со временем все нуждается в преобразовании, потому что новое поколение по-другому воспринимает материал. Песня «Часики» получила вторую жизнь. Сейчас весь интернет заполонен «Часиками», которые слушает молодежь, появилась вторая волна интереса и к оригинальной версии.

- В этом году вы презентовали юбилейное шоу в Москве. Повезете ли вы его в регионы?

- Мы сделали колоссальное шоу. Конечно, хочется, чтобы его увидели люди. Но привезти его в регионы безумно дорого. Это скажется на цене билетов. Даже за границей артисты возят на гастроли усеченные варианты своих программ. Не хочется, чтобы люди пришли и остались разочарованными тем, что им обещали шоу, а это и не шоу вовсе…

- Народ в провинции видит по телевизору, как красиво все проходит на московских сценах, и не понимает, что таких площадок в регионах нет.

- Это наша реальность. В залах нам, к примеру, некуда подвесить огромный шар, который весит несколько тонн и в течение всего концерта перемещается по сцене. Но мы думаем, как показать наше шоу людям. Может быть, получится это сделать, пусть и в усеченном варианте.

Личное дело

Валерия родилась 17 апреля 1968 года в городе Аткарск Саратовской области. Окончила Аткарскую музыкальную школу, Российскую академию музыки им. Гнесиных, где потом преподавала.

Народная артистка России. Выпустила 18 студийных альбомов, 72 сингла, 54 видеоклипа. С 2004 года замужем за продюсером Иосифом Пригожиным. У певицы трое детей: Анна Шульгина (25 лет), Артемий Шульгин (24 года) и Арсений Шульгин (19 лет).