Наставник шоу «Голос. Дети» Баста: «С дочками я всегда на равных. Папка-добряк!»

Популярный рэпер - о воспитании, похудении и порицании.

Давным-давно Басту (в миру - Василия Вакуленко) полюбила уличная молодежь, фанатеющая от дерзкого, иногда саркастичного и правдивого ростовского рэпа. Потом на него обратили внимание рафинированные интеллектуалы, влюбившиеся в виртуозную работу музыканта со словом, - режиссер Авдотья Смирнова, к примеру. После того как рэп окончательно похоронил рок, именно рэп-романтик Баста взошел на трон. Теперь он возглавляет творческое объединение «Газгольдер», снимается в кино и ездит на дорогой машине. Баста любит Бродского с Маяковским, записывает кавер-версии песен Высоцкого и Галича и собирает 30-тысячные стадионы. Самый популярный российский рэпер объяснил журналу «Телепрограмма», как надо вести к успеху юные таланты, что он делал в детстве в домах ветеранов и почему Владимир Высоцкий не прошел бы отбор в «Голос».

«Мы не педагоги по вокалу»

- Василий, что дается сложнее: интернет-шоу «Голос улиц», которое вы запустили, или детский «Голос»?

- Конечно, последнее.

- Почему? Там же неизвестные парни с улиц, и не все из них умеют петь. А тут - талантливые детишки. Сплошная радость.

- Я бы так не сказал. Дети - хрупкие создания, работать с ними невероятно сложно. Как хрустальные сосуды. Конечно, я благодарен собственным детям (у музыканта две дочери, Маше - 8 лет, Василисе - 5. - Авт.) за практику общения и подготовку, так скажем, к проекту. Мастерство общения оттачиваю с ними.

- В чем заключается отцовский метод Басты?

- Относиться к детям как к равноправным участникам процесса - и жизни, и шоу. Иначе ничего не работает. Педагогика и другие хитрые способы управления совершенно не подходят для детей. Только как со взрослыми! Надо находиться с ними на одном уровне, иначе любую нотку фальши или высокомерия они считывают. И начинают вести себя так же высокомерно.

- Во взрослом «Голосе» вы уже работали - тогда вашими коллегами были Григорий Лепс, Александр Градский и Полина Гагарина. Теперь сидите в красных креслах детской версии шоу по соседству с Пелагеей и Валерием Меладзе. Конкуренцию чувствуете? Борьба за детей идет?

- Ничего подобного. Только сейчас разговаривали с коллегами и удивлялись, как легко все идет. Компания отличная! Хочется, наоборот, помочь друг другу, уступить. Мы все на одной волне, работаем с юмором. Вообще я удивлен таким числом талантливых детей.

- Чаще всего в проекте выигрывают девочки: три раза из четырех. Случай с победой Данила Плужникова был исключительным. Народ голосует за того, кто больше умиляет? Вы вот планируете набирать в команду маленьких и трогательных?

- Зависит от ситуации. Есть такое заблуждение, что в красных креслах сидят педагоги. Это не так. Мы не преподаем детям вокал. Мы здесь для того, чтобы услышать удивительные и особенные краски в голосе исполнителя. Эти краски у себя в голове я уже могу сложить в определенный сценарий работы или подбора репертуара. Или не сложить. Всем очевидно, что за 3 - 4 месяца, пока идет проект, переучить ребенка невозможно. Но и нет смысла.

- А в чем есть?

- Секрет успеха шоу в том, что наставники берут детей с уже сформировавшимися голосами и работают с ними. Вот в чем интерес. Командная работа. Я одними из первых взял двух замечательных девчонок. Такие кнопки! Уже знаю, что они будут петь. В этом смысле мы выступаем в большей степени не как вокальные тренеры, а как продюсеры: здесь надо поработать над артистизмом, здесь над вокалом, здесь взять педагога, здесь превратить песню в театральный номер. И так далее. Своего рода тренерская работа штаба. И надежда на положительное сочетание всех ключевых факторов.

- Рэп-композиции детям будете давать?

- Я хочу дать спеть детям песни, которые им запрещают петь академические педагоги. То есть песни из современной музыкальной культуры: Рианну, певицу M.I.A. и так далее. Это довольно сложные с точки зрения вокала композиции, но дети их чувствуют. Слушают такую музыку. И мне хочется, чтобы они пели не то, что им навязали учителя. А то, что комфортно и нравится им самим. Сейчас выходит много удивительной музыки. Необязательно забирать хлеб у Александра Градского и петь романсы, манипулируя слабыми сердцами взрослых телезрительниц. Нужно попытаться сделать что-то новое. Пусть не получится. Но они еще маленькие - нельзя с детства запираться в рамки навязанных форматов. Они очень круто умеют «снимать фишки» с серьезных песен. Это не навязанная академическая ерунда, которая в жизни не пригодится. Знаю безумное количество исполнителей, которые никому не нужны.

- Кто же нужен?

- Люди с харизмой и собственной фишкой. Которые поют так, что запоминаются навсегда. Победа в «Голосе» ничего не дает артисту. Кроме того, что наставник на следующий сезон приходит в статусе чемпиона. И что? Допустим, был отец Фотий, исполняющий романсы. За этим стояла история - это иеромонах, удивительный человек. По сути, его победа была сказкой. А Миша Озеров из того же финала, помните?

- Команда Градского. Человек в жилетке.

- Он играет в команде КВН за сборную цирка! У человека невероятный диапазон голоса. Он делал все. И что дальше? Ты так чисто поешь, но что с тобой делать? Непонятно. «Ты просто умеешь петь», - как говорит моя мама. А есть люди, которые выходят и делают такие вещи... Вот мой кумир - Боб Дилан. Человек средних музыкальных качеств. Слабенький, трясущийся еврейский голосок. Но ты слушаешь и говоришь себе: о да! Или Владимир Семенович Высоцкий - человек, певший совершенно поперек всех правил, с ошибками. Если бы он пришел в «Голос», ему бы сказали: «Все поете неправильно. Уходите». Сто процентов! Потому что это первый русский блюзмен. Поэтому в «Голосе» я нахожусь в поиске исключений. Правильных очень много - нужны исключительные.

«Рэп - это жанр-паразит»

- Как только стало известно, что Баста будет наставником проекта, рэп-сайты тут же это одобрили. Мол, выпустив два гимна, посвященных детям, «Сансара» и «Папа What's Up», рэпер заслуженно может заниматься тренерской работой.

- Я тоже почитал об этом (улыбается). Но эти песни писал без прицела. Если уж говорить о «заслужил», то аргументы должны быть другие: я довольно легко схожусь с детьми. Да и сам такой инфантильный...Тренерская работа? Не знаю. Мне кажется, необходимо показать ребенку максимальное уважение. Отношение как к состоявшемуся артисту. Ведь ему важно услышать оценку таланта, вокала. Они должны понимать, что с ними работают как с профессиональными артистами. Дети - такие существа, которые не приемлют дистанции, как я уже говорил. Рост, возраст, социальный статус - всего этого для них не существует. Чем больше пытаешься создать дистанцию, тем больше отдаление.

- Опыт выступления с детьми у вас есть. Со старшей дочкой Машей на концерте в Кремле исполняли «Колыбельную», а потом в «Олимпийском» - «Сансару». Что будет, если она завтра скажет вам: «Папа, хочу попасть в шоу!»?

- К сожалению, в этом смысле я холодный циник и прагматик. Как и любой ребенок. В этом и заключается инфантилизм: когда ребенок понимает, что подарок ему не нужен, то просто от него отказывается. Ему дарят, а он открывает, смотрит - и ставит в сторону. Моей Василисе недавно исполнилось 5 лет. Ей подарили штуку, которая у нее уже есть. Она открыла пакет прямо при человеке, который ее подарил. Посмотрела. И сказала: «О, это у меня уже есть, спасибо!» И убрала обратно. Ничего личного.

- Зато честно.

- Именно! И только так. В этом и есть уважение. Не играть и не сюсюкать: они такие ма-а-аленькие, такие де-е-ети. Вот приходят в проект девочки, которых никто не берет. Одна такая была, рыженькая, лисенок. Никто не повернулся. Мы объяснились. Она выслушала с достоинством, посмотрела. Мне даже вытянуться захотелось, потому что перед тобой стоит взрослый человек. Вот где взрослые люди! А не во взрослом шоу «Голос». Там как раз в отличие от детской версии очень много инфантильных детишек. Которые умеют петь, но не выросли. Очень серьезно относятся к себе. Здесь дети радуются и переживают из-за сиюминутной ошибки или реакции. В этом есть истинность и чистота.

- Значит, если ваши дочки соберутся в шоу «Голос», отговорите?

- Ну как? Конечно, я постараюсь помочь, если дочь захочет пойти на этот конкурс. Маша довольно неплохо поет, выступала со мной пару раз. Но это не очень серьезно. Вокалом надо заниматься. Я пошел в музыкальную школу с шести лет. А многие зрители до сих пор видят во мне рэп-музыканта - то есть человека, ограниченного в своих способностях, возможностях и их реализации. Для них Баста выглядит так. Слава богу, у меня множество инструментов для реализации планов. И я могу опровергать стереотипы, не вступая ни с кем в спор. Люди слушают мои песни. Вы сказали про «Сансару» (песня, записанная вместе с Дианой Арбениной, Александром Скляром и другими популярными музыкантами, дарит надежду на то, что наши дети станут лучше, чем мы; в YouТube у клипа на этот трек больше 19 млн. просмотров. - Авт.) - ведь это не рэп в чистом виде. Да? А для меня рэп.

Не надо забирать хлеб у Градского и петь романсы, манипулируя слабыми сердцами

- Давайте сразу объясним нашим читателям, что такое рэп по классификации Басты. И почему он победил и рок, и панк, и джаз, и все остальное?

- Вот по той же причине, по которой «Сансара» - рэп. Песня вобрала в себя, казалось бы, несовместимые элементы разных жанров. Мы берем это, перерабатываем, выпускаем собственные треки. Рамок у жанра нет. Он паразит. Заимствуем что угодно. Рокеры и многие другие считают это зазорным, стыдятся. Мы можем петь, читать, использовать вставки из соула или рока. И ничего. Рискнуть и притащить новый неожиданный элемент. Совместить взаимоисключающие вещи. Вот что такое рэп. Поэтому и в продюсеров я не очень-то верю. Людям интересна наша субкультура именно из-за наличия парадоксов, а не продуманных, стратегически выверенных решений. Хип-хоп предлагает необычайную палитру - от эмо до комедийных проектов. В них есть необычное, свежее, интересное, поэтому хип-хоп всегда будет в оппозиции. Именно за это люди когда-то любили рок.

«Похудел на 10 кг ради великого замута»

- В шоу «Минута славы», а потом и на своем сайте в колонке телеведущий Владимир Познер высказался о том, что родители приводят детей в телешоу, чтобы реализовать собственные амбиции. И тем только вредят им. Это так?

- Бывает по-разному. Меня таскали. Везде! Возили на все смотры, экзамены, я выступал во всех возможных оркестрах, играл на заводах, в домах ветеранов, домах престарелых. Можно ли сказать, что бабушка реализовывалась за счет меня? Вряд ли. Я благодарен ей. Потому что это то, чему я в итоге научился в этой жизни. Здесь нужно внутреннее родительское понимание: зачем это делается? И почему надо ребенку?

- Чем занимаются ваши дети? Что надо им?

- Маша занимается большим теннисом. И ей не нравится. Но она ходит. Не потому, что я реализую свои амбиции в теннисе. Просто понимаю, что ей это было бы полезно для спинного корсета, для замаха, для упорства. Потому что она, как я: тям-лям. Поделала, позанималась, стало неинтересно - бросила. Я сказал позавчера: «До десяти лет будешь заниматься». И у нее такое лицо стало... Но я вспоминаю, как говорили мне: «Будешь ходить». Теннисистом быть никогда не хотел. Честно! Клянусь: просто хочу, чтобы мои дети были счастливы. Захотят они в «Голос»? Приложу все усилия, чтобы помочь. Без всякого блата. Найду педагогов по вокалу. Любой нормальный родитель хочет, чтоб дети получали то, что мы сами себе не могли позволить. Объясню, что надо серьезно заниматься, иначе ее просто сольют после первого выступления. Вот и все. Для выступления в вокальном проекте она еще недостаточно академически образованна и подготовлена. Нужны определенные манипуляции с учителями и инструментами.

- В шоу «Голос» вы во второй раз. Рэпер Гнойный, о котором даже самые непосвященные узнали в прошлом году после батла с Оксимироном, стал судьей шоу «Успех» вместе с Филиппом Киркоровым. Тимати появился в шоу «Песни» - гибриде «Голоса» и «Фабрики звезд». Означает ли это, что рэп продался, или, скажем мягче, научился себя монетизировать?

- Не уверен. Лично я здесь не потому, что продался. Просто люди оценили то, что я сделал, и решили пригласить меня. За этим нет никаких мешков с деньгами. При этом я продолжаю делать то же, что и всегда: выпускать альбомы Ноггано (под этим именем музыкант сочиняет хулиганский рэп. - Авт.) и песни Басты такими, какие они мне нравятся, а не кому бы то ни было. Быть жестким и суровым. Ругаться с блогерами.

- И папкой-добряком.

- И папкой-добряком, конечно. В жизни мне всегда нужны интересные повороты.

- Тогда про один из них. Под Новый год в интернете вышли две части большого интервью с вами - про рэп, деньги, жизнь и творческие планы. Там вы выглядели чуть иначе. Скажем так, слегка больше. Это новый поворот или обман зрения?

- Нет, вам не показалось. Скинул с того времени десять килограммов. Но это не было спецподготовкой к телепроекту. Вообще, по правде говоря, съемка, о которой вы говорите, была неидеальная. Неправильно выставленный свет и ракурс камеры дали жуткую картинку. Там я выгляжу отвратительным бегемотом. И, знаете, мне это приятно!

- Да?!

- Приятно осознавать, что даже при такой картинке я интересен людям. И умею говорить так, чтобы люди меня услышали и поняли. А так - да, схуднул. Тяжелый путь Карлито, как говорится (отсыл к известному гангстерскому фильму с Аль Пачино в главной роли. - Авт.). Винни-Пух, над которым смеялись все. Но ничего. Скоро мой великий замут откроется. И все поймут обман века. Это будет гениальная вещь (злорадно хихикает)!

Личное дело

Василий Вакуленко (он же Баста, Ноггано и N1NTEND0) родился 20 апреля 1980 года в Ростове-на-Дону. Популярный российский музыкант, композитор, продюсер, один из основателей и совладелец творческого объединения «Газгольдер». Учился в музыкальном училище на дирижерском отделении. После чего начал работать сольно - выпустил более десятка музыкальных альбомов, за треки с которых получил массу музыкальных премий. Один из самых успешных, цитируемых и востребованных российских рэперов. В 2016 году деловое издание Forbes оценило доход музыканта в $1,8 млн. В 2017 году на концерт Басты в «Олимпийском» пришло порядка 36 тысяч слушателей. Писал музыку к фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Новый Человек-паук», «Родина» Петра Буслова, «КЕ-ДЫ» Сергея Соловьева и многим другим. Женат на Елене Пинской, воспитывает двух дочерей - 8-летнюю Марию и 5-летнюю Василису.

«Голос. Дети»
Пятница/21.30, Первый

Читайте также