Но вернемся к Хитровке. Древняя застройка этого места в центре Москвы серьезно пострадала после пожара 1812 года, и в 1824-м генерал-майор Николай Хитрово выкупил сгоревшие дома и участки, решив обустроить там, как сказали бы сегодня, «комфортное городское пространство». Кстати, именно фамилии этого офицера Хитровка и обязана своим названием.
Проектом предусматривалось строительство торговых рядов и жилых подворий, иными словами, рынка и гостиниц для приезжающих торговцев. Изначально Хитровская площадь выглядела вполне по-столичному: арки и широкие проезды, зеленые насаждения и тротуары. Место оказалось, что называется, «бойким», торговцы и покупатели оценили новый рынок.
Кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех»
Сегодня историки задаются вопросом: почему власти Москвы закрывали глаза на наличие в центре столицы настоящего криминального квартала. Есть мнение, что это – часть общественного договора: Хитровка была выделена для проживания «лихих людей», так что полиция всегда знала, где искать того или иного преступника.
Но это и привело к превращению Хитровки в трущобы. К середине XIX века площадь продолжили застраивать доходными домами, в результате чего плотность населения превысила все разумные нормы. А после отмены крепостного права в Москву двинулись бывшие крестьяне, которые хотели найти работу на заводах и фабриках. Дефицит жилья привел к тому, что вполне цивилизованные комнаты хитровских подворий стали превращаться в самые настоящие курятники. Только жили в них не птицы, а люди…
Кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех»
В конце XIX века на проблему перенаселения и криминала обратил внимание молодой репортер Владимир Гиляровский. Он достаточно плотно занимался проблемой условий жизни и труда простого народа, а статьи и заметки Гиляровского были настолько острыми, что в некоторых газетах ему приходилось публиковаться под псевдонимом. Более того, попытка издать все материалы на эту тему под общим названием «Трущобные люди» привела к конфликту с цензурой, а тираж книги был уничтожен.
Сегодня на территории Хитровского рынка находится сквер. Старинная застройка района большей частью уцелела, многим домам присвоен статус объекта культурного наследия. Сохранился и знаменитый «Дом-утюг», и здание трактира «Каторга», описанные Гиляровским.
Хотя Гиляровский оставил достаточно большое публицистическое и литературное наследие, большинство из нас знают его по сборнику «Москва и москвичи», который повествует о жизни столицы конца XIX века. От фешенебельных салонов и английского клуба до разбойничьих трактиров Сухаревки и Хитровки – в книгу уместился весь диапазон московской жизни.
Кадр из фильма «Хитровка. Знак четырех»
Фильм «Хитровка. Знак четырех» не претендует на документальность или стопроцентную историческую точность. Наиболее точное определение получившегося кино – ироничный детектив. «Фильм возник из идеи соединить прозу Гиляровского, блестяще описавшего дореволюционную Москву, с сюжетами Конан Дойла», – рассказывает режиссер картины, Карен Шахназаров. Такое смешение сюжетов и жанров вышло на редкость динамичным, ярким и, что немаловажно, добрым (хотя, казалось бы, кино про убийство должно пугать).
«Хитровка. Знак четырех» –
и поставленная режиссером
задача – порадовать зрителя –
«Хитровка. Знак четырех» – это фильм-развлечение, и поставленная режиссером задача – порадовать зрителя – с блеском решена!
Хитровка как место действия используется в литературе и кино довольно часто. Однако фактической достоверностью могут похвастаться лишь немногие произведения. Так, герой Бориса Акунина – Эраст Фандорин – некоторые из своих расследований ведет в трущобах Хитровки. И описаны они весьма достоверно (недаром писатель – историк по образованию).