Обаятельный, скромный и одаренный Александр Новиков, начисто лишенный тяги к самопрезентации, отлично знаком театральному зрителю - артист ежедневно блещет в спектаклях Театра Ленсовета, регулярно получает за это награды и имеет звание заслуженного артиста РФ. А вот широкая публика видит актера стабильно - на протяжении почти что четверти века - только в одном проекте: детективе «Тайны следствия» («Россия 1»), где Новиков талантливо воплощает образ оперативника МВД с несерьезной фамилией Курочкин. Откуда взялась такая несправедливость, почему зритель лишен счастья видеть Александра в сотнях сериалов, выходящих на просторах интернета, и отчего он игнорирует соцсети, выясняла «Телепрограмма».
«Оперативники - отдельная порода людей»
- Александр, «Тайны следствия» замышлялись как двух-четырехсерийный фильм. Прошло почти четверть века. И вот выходит 24-й сезон сериала. Неужели не возникает усталости или ощущения рутины?
- Пресыщенность и ощущение рутины может возникать от чего угодно. Но мы же чистим зубы каждый день, верно? И это не кажется нам чем-то надоевшим. «Тайны следствия» получаются тогда, когда в руках у режиссера любопытный сценарий - и под это дело ему удается собрать сильную компанию артистов. Сезоны и серии, в которых это удается сделать, как мне кажется, снимаются энергично и активно. Да, это действительно сложно - на двадцать пятом году жизни сериала сочинить мощную историю. Но когда это реализовано, съемки проходят не рутинно.
- За эти годы у Анны Ковальчук, исполняющей главную роль следователя Марии Швецовой, родилось двое детей. А ее дочь Злата - теперь полноценный участник сериала. Можно ли сказать, что ваш Курочкин менялся вместе с вами за эти годы?
С Анной Ковальчук артист снимается в «Тайнах следствия» уже почти 25 лет. Фото: канал «Россия 1»
- Каждый персонаж - это прежде всего артист, который его играет. Конечно, 25 лет назад мы были другими людьми, срок колоссальный! Другая эпоха, другие люди, другое время. Конечно, все мы меняемся. Сериальный персонаж растет вместе с актером. Изменения в этом смысле равны.
- Опыт общения с оперативниками у вас был? Это ведь отдельный подвид профессии полицейского, особая когорта силовиков со своей спецификой.
- Опыт был, но весьма небольшой. Могу сказать, что первые 15 сезонов мы кабинетные сцены снимали не в павильоне, а в действующих отделениях милиции - потом полиции. Приезжая туда, конечно, общались с сотрудниками. Могу сказать, что это особый склад людей. И особая профессия. Бывает, некоторые артисты говорят, что, мол, я уже столько лет играю полицейских, что и сам уже смог бы им стать. Это чудовищное заблуждение. У них совершенно другой мир. Оперативники - отдельная порода людей, сильно отличающаяся от актеров и представителей других профессий. Это тот случай, когда профессия формирует человека, а не наоборот.
- «Бандитский Петербург» - это клише? Или есть все же у города соответствующая аура, криминальный флер?
- Словосочетание «прилипло» к городу после выхода одноименного сериала, который, конечно, стоял особняком в ряду других: с одной стороны, он был практически документальным, с другой - была в нем этакая криминальная поэзия. Так что не совсем понятно, жизнь сформировала сериал или сериал - жизнь. В этом смысле Петербург, конечно, имеет свои особенности, особую среду, о которой повествовал проект. Думаю, это словосочетание с реальностью пересекается.
С Анастасией Мельниковой в «Убойной силе» 12+. Фото: кадр из фильма
- Некоторые недовольные любят кричать про криминал в стране. А можно ли вообще искоренить преступность? Где бы то ни было. Или это иллюзия, обязательная диалектика и самообман мольеровского масштаба?
- Хорошая формулировка - самообман мольеровского масштаба. Похоже на то. К сожалению, преступность - это спутник любого общества в любом государстве. Не думаю, что можно искоренить ее. Скорее она подлежит мутациям и видоизменениям в зависимости от времени. Разговоры о том, что преступность можно искоренить, - чистая утопия.
- Про криминал, особенно 90-х годов, сейчас выходит великое множество сериалов. Почему они так популярны?
- У меня был опыт работы с режиссером, который часто употреблял слово «отрефлексировать». Вот это тот самый случай, мне кажется. Девяностые, от которых мы удалились на 30 лет, до сих пор качественно не отрефлексированы. Думаю, что бесконечное обращение и возвращение к тому времени - это как раз таки попытка заполнить нишу. Время прошло, но как бы еще не отжито. Поэтому, видимо, и востребовано в кино. Иногда это серьезное и глубокое исследование, иногда носит поверхностно-пародийный, глуповатый характер. Тем не менее эти годы сформировали людей нынешнего взрослого поколения. Тогда им было 15 - 20, а теперь 45 - 50 лет. И отрефлексированное время возвращается к нам через такие сериалы.
«Роль в театре - это бег на длинную дистанцию»
Спектакль «Дядя Ваня» с Александром Новиковым идет в Театре им. Ленсовета уже больше 7 лет. Фото: из архива Театра Ленсовета
- Не сочтите за бестактность, но почему мы не видим вас во множестве этих и других успешных сериалов?
- Любая актерская судьба не имеет никакого сослагательного наклонения. Она такая, какая есть. Я к этому отношусь уже так. Поэтому занятость и реализованность в театре (на днях артист получил очередной «Золотой софит» за актерский дуэт с Ольгой Муравицкой в спектакле «Недоросль». - Авт.), роли - присутствуют. И любая попытка объяснить, расшифровать, проанализировать что-то по этой части мне не очень интересны. Не увлечен этим. Судьба складывается так, как складывается. В этом я вижу и смысл, и понимание. Роли приходят по загадочным законам, и постигать их не стремлюсь.
- Многие артисты активно продвигают себя в соцсетях: выкладывают селфи, записывают ролики в гримерке, всячески рекламируют спектакли. Почему вы этого чужды?
- Соцсети для меня - способ оперативного общения, а не метод преподносить себя. Мне кажется, странно записывать 5 - 10-секундные видео из гримерок. Зачем? Кому это интересно? Это примета времени скорее. Молодым девчонкам и парням это кажется прикольным, но как по мне - смотрится глуповато. Выглядит как странная, истерическая попытка напомнить о себе, не вызывающая у меня интереса.
Одна из первых киноролей - в «Царской охоте» 18+. Фото: кадр из фильма
- Работа в театре - это добровольная аскеза? Не приносит суперпопулярности, космических денег и прочих атрибутов современного мира.
- Слово «аскеза» совсем не ассоциируется у меня с этой профессией. Думаю, что работа в кино и театре абсолютно противоположны. Роль в театре - это работа вдолгую, бег на длинную дистанцию, в кино чуть иначе. Но при этом именно работа в театре делает артиста артистом. На экране я всегда могу разглядеть, имеет ли актер багаж театрального существования. Это заметно. И таких актеров мне смотреть интересно.
- В ролях спектаклей, которые идут десятилетиями, как вы находите новые интонации и ноты, чтобы преподносить зрителю?
- Я считаю, что срок жизни спектакля должен быть ограничен. Это краеугольный вопрос для театра. К сожалению, у меня есть опыт работы в неплохих, отличных и даже прекрасных спектаклях, которые заканчивали жизнь ужасно, потому что пережили все мыслимые и немыслимые сроки существования. Условно говоря, 5 лет - предельный срок, как мне видится. Хотя любое правило имеет исключение, есть спектакли, которые могут жить дольше и не терять от этого. Но только в виде исключения: иногда бывает ввод новых артистов, иногда в материале заложено взросление героев, чтобы содержание становилось гуще. В идеале постановка должна уходить на взлете, когда спектакль набрал сил и покидает репертуар, чтобы запомнили его в самом соку и на взлете. Иначе постановка начинает тускнеть, кислеть, ее разъедает ржавчина. Это ужасно.
- В спектакле «Обыкновенная история», в котором вы играете, сказано о прощании с идеалами и иллюзиями. С вами подобная обыкновенная история в жизни происходила? Или вы идеалистом и не были никогда?
- Вообще этот роман - невероятная вершина русской литературы. Как и Иван Александрович Гончаров. Думаю, каждый может сказать, что «Обыкновенная история» актуальна для него. Опровергать это странно. И, безусловно, незаметные, незафиксированные идеалы нашей жизни трансформируются со временем, от этого не уйти. Взгляды 20-летнего человека, а потом 35-летнего, а потом 50-летнего - совершенно разные. Изменения эти происходят так кантиленно, незаметно и не толчкообразно, а наоборот - неуловимо. Любой из нас может это заметить, если присмотрится. В этом смысле роман Гончарова - великий.
- В чем личное счастье для вас - артиста Александра Новикова, которому месяц назад исполнилось 55 лет?
- Личное счастье связано с наличием человеческих привязанностей и внутренним покоем. Думаю, так.
«Тайны следствия» 16+
Пн. - чт./21.30