Трудно поверить, что свою карьеру Альберт Леонидович Филозов начинал с работы на подшипниковом заводе. На экране он играл образцовых интеллигентов – даже злодеи в его исполнении выходили застенчивыми интеллектуалами.
Константин Лавочкин («Вам и не снилось», 1980)
В романе Галины Щербаковой отец Ромки – слабохарактерный муж-подкаблучник, который с самого начала знает о всех «коварных» планах жены и тещи. Но в фильме Константин, благодаря Альберту Филозову, стал совсем другим. Одна из самых ярких сцен картины – неожиданный «бунт» тихого интеллигента Лавочкина против своей напористой жены. «Ты что придумала, а? Тебя убить надо за это!» И мы сразу понимаем, почему много лет назад красавица Люда (Ирина Мирошниченко) выбрала именно его.
Мистер Джон Бэнкс («Мэри Поппинс, до свидания!», 1983)
«А вы какой вид спорта предпочитаете? – Велосипед». Мистер Джон Бэнкс в исполнении Альберта Филозова – стопроцентный англичанин, прекрасно воспитанный, умеющий поддержать разговор о погоде, и не мыслящий своей жизни без чая и утренней газеты. После Василия Ливанова-Холмса, самый аутентичный денди советского кинематографа.
Ларссон-старший («Рыжий, честный, влюбленный, 1984)
Старый хитрый лис Ларссон на самом деле не так уж хитер, и не так уж кровожаден. Он даже разрешит своему сыну дружить с цыпленком, если без этой дружбы тот никак не может обойтись… Еще одна прекрасная сказка с Альбертом Филозовым, где его герой только притворяется занудой-взрослым.
Мистер Секонд («Человек с бульвара капуцинов», 1987)
Вслед за идеалистом мистером Фестом (Андрей Миронов) в маленький городок на Диком Западе приедет мистер Секонд – расчетливый умник, точно знающий, какую революцию в умах может свершить кинематограф. В романтической комедии Аллы Суриковой герой Филозова – первый (несмотря на фамилию), и единственный злодей. «Я видел это, и разум мой был возмущен!»
Канцлер граф Давиль («Не покидай…», 1989)
Регент сказочного королевства, плетущий интриги, но, кажется, тайно влюбленный в свою племянницу. Находит в себе мужество покончить с жизнью, когда его проигрыш становится очевиден. В этом фильме у Альберта Леонидовича Филозова удивительный грим: его канцлер больше похож на вампира, чем на живого человека. «Надоедает быть вторым, надоедает!» И ведь действительно.
Фото: кадры из фильма